Своими руками!

13 149 подписчиков

Свежие комментарии

  • NICHAY
    Да очень просто, через интернет, а лучше всего, через магазин, есть же знакомые, предприниматели, можно договорится..Чему я научилась ...
  • Ната Ли
    крутоЭто круче обычных...
  • Ирина Яременко
    Волшебство!Печеньки от inspi...

Елецкие кружева

Елецкие кружева

В городе Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, прошва на полотенце была с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».  

Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце встречаются в 1867 году. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет, что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в разные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей … В Ельце женщины занимались плетением кружев от простых до  сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, после того, как он достиг полного расцвета в Ельце к 1880 году, перешел в уезд, где им занимались и женщины, и дети.

Как и в других губерниях, кружево изготавливали для предметов приданого. В Ельце существовал обычай убирать полотенцами зеркала, вешать на крючки по стенам (так называемые накрючники), дарить их всем присутствующим во время венчания молодых. В старину говорили: «Много накрючников - много и добра».

Елецкие кружева отличались и отличаются необычайной тонкостью и тщательностью отделки, легкостью стиля, воздушностью и изяществом, парностью кружева, тонкой проработкой деталей орнамента.  Мотивы несколько однообразны, но певучие, сложились под влиянием ровного степного пейзажа, они так и назывались - жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное.

 

Елецкие кружева

В Елецком кружеве вилюшка плетется не сплошной полотнянкой, а переходит в прозрачную сетку или разнообразные тесемки, кружево нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру с разнообразными решетками, в орнаменте распространен мотив цветка а уже цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. В 1880 году в Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц. А накануне первой мировой войны их было более сорока тысяч.

 

Елецкие кружева

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

Одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. Семья  Стаховичей внесла значительный вклад и в развитие народного прикладного искусства – художественного кружевоплетения.

Елецкие кружева

В Европе на внешнем рынке славился французский «валансьон». Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения. Французские модные кружева 90-х гг. плелись одинаково тонкими нитками, поэтому узоры, кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли чёткость и художественную выразительность; елецкие кружевницы для большей выразительности рисунка изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой, или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне. В отличие от французских кружевниц, елецкие мастерицы для большей чёткости, выразительности узоров и композиций фон изделия, прозрачную сетку и узоры плели нитками из шелка и бумаги различной тонкости, причем елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерам; французские, да и в некоторых регионах русские кружевницы, при парной технике плетения начинают и заканчивают работу над кружевом с одним и тем же количеством коклюшек. Елецкие кружевницы в зависимости от сложности рисунка для большей рельефности и чёткости рисунка добавляют или снимают некоторое количество пар коклюшек.

 

Елецкие кружева

Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 г.  был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона руб.

Елецкие кружева

Сейчас  елецким кружевом торгуют по всей России. Спросом пользуется новая сезонная коллекция  из цветного кружева. Елецкие кружева, как и встарь, легко и непринуждённо влюбляют в себя ценителей и знатоков прекрасного и, в свою очередь, дарят им ощущение молодости, сообщают  красоту и неподражаемый стиль. Для современного елецкого кружева характерна мягкость светотеневых переходов, изящество и ювелирная обработка фактуры изделия, нежность, прозрачность и воздушность узоров, эффект объёмности. Разнообразие красивых елецких фонов создаёт впечатление мерцающего звёздного неба или мягко падающих снежинок-звёзд.

Елецкие кружева

 

Елецкие кружева

Елецкие кружева

Елецкие кружева

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх